Рассказываем, как решили проблему контролеров
Рассказываем, как решили проблему контролеров
Задача
Проблема безбилетников в общественном транспорте актуальна для любого региона: согласно данных ГКУ «Организатор перевозок» в Москве за 2019 г. было выписано порядка 500 тыс. штрафов на общую сумму 632 млн рублей, а по данным АО «Яргоэлектротранс» в Ярославле около 40% пассажиров не оплачивают поездку. Постоянное повышение цен на билеты скорее усугубляет проблему, а не решает ее. В результате страдают перевозчики — убытки исчисляются миллионами рублей. Вручную решить такую задачу невозможно: контролеры физически не смогут проверить каждую единицу транспорта, к тому же время нужно закладывать не только на проверку, но и на диалог с пассажирами. Но там, где не может справиться человек, на помощь приходят технологии.
К нам обратилась компания, занимающаяся разработкой и внедрением информационно-технологических решений в области пассажирского транспорта. На тот момент она реализовала решение по диспетчеризации и управлению общественным транспортом в столице одного из регионов и хотела расширить его функционал, чтобы увеличить выручку от использования наземного транспорта.
Задача была ясна – разработать решение, которое позволит увеличить эффективность прохода контролеров, а именно, за смену встретить наибольшее количество безбилетников. Для ее решения нам нужно было собрать исторические данные о транзакциях (оплатах), маршрутах контролеров, GPS транспорта и расписании.
Однако на этом этапе возникла сложность: данные противоречили друг другу, телеметрия транспорта местами не совпадала с транзакциями. Необходимо было выработать методологию очистки данных и повышения их качества. Также, чтобы разрешить эту проблему системно, заказчику потребовалось связаться с вендором терминалов, чтобы привести данные в порядок в будущем.
Решение
Разработанное решение представляет собой веб-сервис с RESTful API с основными методами, позволяющими:
Работает это следующим образом:
Полученный алгоритм представляет собой комплексное решение: в нем использовались модели как Machine Learning, так и Operations Research. С помощью ML предсказываются количество безбилетников в к онкретный момент времени в конкретном маршруте, а c OR – оптимизируется суммарный проход всех контролеров с учетом указанной выше целевой функции. Модели представляют собой веб-сервис с доступом по API.
Результаты
Для оценки эффективности работы алгоритма заказчик сравнил работу контролеров по стандартному и новому графику. По итогам выяснилось, что на маршрутах, построенных нашим алгоритмом, контролеры поймали на 43% больше безбилетников. Кроме того, на 12% возросло число пассажиров, решивших купить билет в присутствии контролера.
Итоговое решение заказчик внедрил в свой продукт, который впоследствии планируется масштабировать на все виды общественного транспорта в других регионах.
После отправленной заявки наш менеджер свяжется с вами.